ДТП с электросамокатом: ужесточение правил и что нужно знать каждому
Резкий рост числа аварий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) заставил законодателей перейти от обсуждений к решительным мерам. Госдума и Следственный комитет РФ готовят кардинальное ужесточение Правил дорожного движения для владельцев электросамокатов, сигвеев и моноколес. Предлагаемые изменения, по сути, ставят точку в споре о статусе этого транспорта, приравнивая его к полноценным участникам дорожного движения со строгой ответственностью.
Почему это происходит: статистика бьет тревогу
Популярность электросамокатов обернулась новой проблемой для мегаполисов и не только. По данным ГИБДД, количество ДТП с участием СИМ исчисляется уже тысячами, а тяжесть последствий растет. Под колесами (или от столкновения с) стремительно движущихся самокатов страдают и сами водители, и, что особенно тревожно, пешеходы на тротуарах.
СК РФ, расследуя случаи с тяжкими телесными повреждениями и летальными исходами, неоднократно указывал на правовой вакуум, который делает самокатчиков практически безнаказанными. Отсутствие четких правил, требований к возрасту и состоянию водителя привело к ситуации, когда тротуары превратились в зоны повышенного риска.
Грядущие изменения: запреты и суровые штрафы
Законодательные инициативы направлены на то, чтобы вернуть тротуарам их первоначальную функцию — безопасное пространство для пешеходов.
-
Запрет движения по тротуарам. Главное и наиболее обсуждаемое предложение — полностью запретить движение СИМ по тротуарам, пешеходным дорожкам и зонам. Ездить будет разрешено только:
-
По велосипедным и велопешеходным дорожкам.
-
По обочинам дорог.
-
По правому краю проезжей части (с соблюдением всех правил для транспортных средств, с включенной фарами и в шлеме).
-
В пешеходной зоне — только со скоростью пешехода.
-
-
Штрафы за пьяное вождение повысятся в 20 раз. Сегодня штраф для водителя самоката в состоянии опьянения составляет всего 500–1500 рублей. Планируется увеличить его до 30 000 рублей. Также обсуждается введение административного ареста. Это уравняет ответственность для водителей самокатов с ответственностью водителей автомобилей.
-
Введение возрастного ценза. Вероятно, будет законодательно закреплен минимальный возраст для управления мощными электросамокатами (например, с двигателем свыше 250 Вт) — 16 лет.
Что нужно знать сейчас: действующие ПДД для самокатов (Инфографика)
Пока новые правила не приняты, действуют текущие нормы, введенные в 2023 году. Их необходимо знать и соблюдать во избежание штрафов и создания аварийных ситуаций.
Ключевые правила:
-
Скоростной режим: Максимальная скорость движения в пешеходных зонах, где разрешено движение СИМ, — 25 км/ч.
-
Приоритет: При движении по тротуару или пешеходной зоне пешеходы имеют абсолютный приоритет. Самокатчик обязан уступать им дорогу.
-
Обгон: Обгонять пешеходов можно только на безопасном расстоянии, не создавая им помех.
-
Световое оборудование: При движении в темное время суток или в условиях плохой видимости на самокате должны быть включены фары или фонари.
-
Переход проезжей части: Для пересечения дороги по пешеходному переходу необходимо спешиться и руководствоваться правилами для пешеходов.
-
Алкоголь: Управление самокатом в состоянии опьянения уже сейчас является административным правонарушением.
Практические советы для водителей и пешеходов
Для водителей СИМ:
-
Всегда оценивайте скорость и дистанцию. Помните, что тормозной путь у самоката может быть длиннее, чем кажется.
-
Используйте защитную экипировку — шлем, налокотники, наколенники.
-
Подавайте звуковые сигналы, чтобы предупредить пешеходов о своем приближении.
-
Будьте готовы к тому, что пешеход может резко изменить траекторию движения.
Для пешеходов:
-
Не забывайте, что тротуары перестали быть абсолютно безопасной зоной. Перед тем как резко шагнуть в сторону или остановиться, полезно бросить взгляд по сторонам.
-
При движении в наушниках будьте особенно внимательны.
-
Не занимайте всю ширину тротуара, если движетесь группой.
Вывод: Грядущие изменения в ПДД — это закономерная реакция на вызовы времени. Они направлены на то, чтобы сделать улицы городов безопаснее для всех. Пока новые правила не вступили в силу, крайне важно всем участникам движения проявлять взаимоуважение и повышенную осторожность, а водителям СИМ — строго следовать действующим нормам, готовясь к скорому и кардинальному ужесточению режима.


